«Хочут свою образованность показать…»

Портрет А.П.Чехова Инфобизнес: обмен опытом

Не вас ли имела в виду чеховская героиня в этом изящном заголовке? Вот, например, как вы обращаетесь к своим читателям в статьях и электронных книгах — на Вы или на вы? С большой буквы или, все-таки, с маленькой?

Я многое понимал, пока мне не объяснили…

Михаил Генин

Добрый день, коллеги!

Клиенты и партнеры с завидным постоянством задают мне один и тот же вопрос:

— А почему же Вы, Олег Леонидович, в своих книгах, статьях и других публикациях обращаетесь к читателям на «вы», с маленькой буквы?!.

Продолжение вопроса, как правило, не озвучивается, но, конечно же, подразумевается:

— Ну надо же, дожил до седых волос, а основы культурного обращения к людям так и не усвоил. Стыдно, батенька!

Да-а, обвинение более чем серьезное! Впору стыдливо зарумяниться и опустить очи долу…

Впрочем, есть другое предложение: давайте разберемся в этом вопросе, чтобы впредь к нему не возвращаться.

Не секрет, что сегодня в русскоязычной части Интернета наблюдается повальная мода – обращение на Вы (с большой буквы!) к многочисленной аудитории. Полагаете, это хорошо? Думаете, что это — признак воспитания и образованности наших тружеников пера?

Позвольте с вами не согласиться! Здесь моя позиция отличается от общепринятой в Рунете. Как изволил выразиться один из героев Николая Леонова, известного автора детективных романов, «… у меня по этому поводу собственная точка зрения, которую я и разделяю»!

Всякий раз, когда оказываешься на стороне большинства, задумайся.

Марк Твен

Испокон веков обращение на Вы было данью уважения к тому человеку, лично к которому вы обращаетесь. Заметьте – лично! А что же мы имеем сегодня? Во многих электронных книгах, статьях и других текстовых материалах, адресованных неограниченному кругу читателей, к нам обращаются на Вы. Вроде бы и приятно, но… мы же все прекрасно понимаем, что автор не имел в виду лично нас. Обращение-то обезличенное! Соответственно, и эффект уже не тот. Осетрина второй свежести…

Думаю, что обращения Вы, Вам, Вас и т.п. уместны лишь в одном единственном случае – когда вы письменно адресуетесь к конкретному человеку, лично к Авдотье Израилевне или Аполлону Сидоровичу.

Наверное, не все со мной согласятся, но убежден – обезличенное обращение к широкой аудитории на Вы лишь подчеркивает псевдограмотность автора.

Как изящно выразилась героиня одного из рассказов А.П.Чехова, «хочут свою образованность показать»!..

И эффект при этом получается, увы, обратный. Происходит девальвация, обесценивание такого замечательного явления в русском языке, как уважительное обращение к адресату с большой буквы!

Надеюсь, теперь понятно, почему в своих публикациях я обращаюсь к вам на вы, с маленькой буквы? Не хОчу свою образованность показывать…

* * *

А что вы, друзья, думаете по этому поводу? Пожалуйста, черкните пару слов в комментариях!

Поделиться с друзьями
Олег Змановских

Эксперт по самоорганизации. Автор данного сайта и системы «СОИ» – «Самоорганизация инфобизнесмена».
Помогаю инфобизнесменам повысить их личную эффективность с помощью грамотной самоорганизации.

Оцените автора
Информационный бизнес без суеты и стресса: самоорганизация инфобизнесмена
Коллеги, буду рад увидеть ваш комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

четыре + восемь =

  1. Петр

    Да, есть о чем подумать…

    Ответить
  2. Юлия

    А я согласна! Элементарную вежливость ещё никто не отменял.

    Ответить